ГПОУ ЯО Рыбинский колледж городской инфраструктуры

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в образовательной организации во время ограничительных мероприятий в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации

 

- -- --- Подготовьтесь --- -- -

 

В первую очередь необходимо настроить себя и своих учеников на то, что дистанционное обучение такое же серьезное, как и в классе, но между вами будет расстояние. Ученики должны проявить больше старательности в самостоятельном изучении материала, а контроль будет осуществляться с помощью оценки выполнения ими онлайн-заданий. Необходимо выбрать платформу взаимодействия с учениками. Именно здесь вы будете присылать им материалы для изучения и формы для выполнения заданий. Наиболее рациональным инструментом в этом контексте выступает электронный дневник с модулем домашних заданий. Четко определите для учеников временные рамки, отведенные на освоение материала и выполнение заданий. Не забывайте о том, что помимо вас онлайн-обучение реализуют и другие ваши коллеги, поэтому старайтесь не перегружать детей обилием материала для прочтения. Идеально – освоение материала и выполнение заданий одного урока должно занять у ребенка не более 45 минут – 1 часа.

 

- -- --- Выберите платформу обучения --- -- -

 

Очень важный момент. Ибо от платформы, содержащей образовательный контент, зависит качество освоения материала. Разумеется, вы можете просто набросать детям ссылки разных ресурсов Интернета для прочтения и выполнения тестов и онлайн-упражнений. Также вы можете создать сами тексты и формы тестов с помощью открытых документов (Google, MS Office-365, файлообменники Google Drive, Yandex disk, облако Mail.ru и т.д.). Однако более комплексная реализация обучения с изучением нового материала, с его закреплением и проверками может быть полноценно осуществлена в единой парадигме лишь с помощью образовательного портала.

Также вам необходимо определиться с формой дистанционного обучения. Если вы хотите проводить занятия в режиме онлайн, собирая детей к экранам, вы можете воспользоваться бесплатными системами вебинаров или функцией электронного журнала по проведению онлайн-занятий с демонстрацией рабочего стола. Если же вы выбираете асинхронный режим обучения, при котором вы и ваши ученики работают с ресурсами в свободном друг от друга режиме, необходимо выбрать соответствующую платформу с онлайн-уроками. Массово доступна Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/), Фоксфорд (https://foxford.ru/) и Учи.ру (https://uchi.ru/); другие популярные разработчики контента сделали свои ресурсы также бесплатными на период сложившейся эпидемиологической ситуации. Если же вы хотите построить урок с использованием собственных материалов, вам необходимо выбрать платформу для их размещения. Самое простое – загрузить материалы на файлообменник и разместить в электронном журнале на них ссылку.

 

- -- --- Обратная связь --- -- -

 

Контакт с учениками в дистанционном обучении – самое важное. Необходимо постоянно контролировать, понятна ли поставленная задача, обеспечен ли полноценный доступ к материалам обучения и т.д. Мы рекомендуем использовать групповые рассылки в электронном дневнике. Также вы вправе пользоваться для этих целей мессенджерами (Viber, Whatsapp и т.д.) и даже ресурсами социальных сетей, столь популярных среди школьников.

Не забывайте о том, что график проведения занятий должен соблюдаться, и к моменту начала обучения все материалы должны быть размещены и доведены до детей. Не забывайте также и о том, что задания с открытым ответом и присланные на проверку вам материалы должны быть оценены не позднее, чем за 3 часа до начала нового занятия, иначе дети потеряют мотивацию и ощущение серьезности дистанционного урока.

 

- -- --- Интерактивность --- -- -

 

Ошибочно полагать, что обучение в удаленном режиме полностью исключает интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса. В некоторых случаях оно даже более эффективно, так как позволяет учесть возможности каждого без исключений. Мы свободно можем организовывать обсуждение в группах, общаться как на этапе изучения нового материала, так и выполнения заданий. Для этих целей необходимо правильно подобрать образовательный портал, либо создать качественную обратную связь с использованием мессенджера или чата. Постарайтесь создать некоторые задания для выполнения в группе – общий проект, комплексная задача с распределением ролей и т.д. Все это можно реализовать с помощью современных технологий открытых документов, вебинаров, сетевых ресурсов.

 

- -- --- Нет Интернета! --- -- -

 

Нередко нам предстоит столкнуться с ситуацией отсутствия Интернета на дому у наших учеников. Это достаточно серьезная проблема, решать которую в удаленном режиме приходится с помощью физических носителей информации. Придется организовывать работу по изучению материала с использованием обычного учебника, распечатанных материалов и задачников. Не забываем о том, что перед каждым уроком ребенок должен получить четкую инструкцию по работе с этими носителями информации. А также предусмотреть все варианты обеспечения контроля освоения материала и своевременной доставки до ученика результатов вашей проверки. В этом случае необходимо очень четко отработать систему доставки материалов от учителя до ученика и обратно. Может быть, это будет обычая коробочка или почтовый ящик в холле вашей школы или индивидуальные консультации с учениками, все зависит от вашей фантазии и степени ограничений в общении с учениками и их родителями.

 

- -- --- Образовательные порталы --- -- -

Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). «Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. Платформа содержит уроки по всему школьному курсу с 2-го по 11-й класс, которые доступны каждому пользователю сети Интернет. Интерактивные уроки построены на основе авторских разработок, соответствуют ФГОС и примерной основной образовательной программе. Использовать их, помимо учителей и школьников, могут родители для помощи детям в учебе в новых условиях. На сайте Минпросвещения России опубликована инструкция по использованию одного из масштабных порталов для организации образовательного процесса – «Российской электронной школы».

Фоксфорд (https://foxford.ru/). Известная онлайн-школа с возможностью осваивать уроки вместе с преподавателем. На период сложившейся эпидемиологической ситуации весь функционал данного ресурса стал абсолютно бесплатным.

Учи.ру (https://uchi.ru/). Еще одна бесплатная на период сложившейся эпидемиологической ситуации отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.

Проект «01Математика.рф» (https://www.01math.com/) . На время свободного посещения детьми школ онлайн-учебник «01МАТЕМАТИКА» предоставил доступ к учебным материалам по математике начиная с 4 класса. Для этого необходимо администрации школы или учителю математики, или родителям связаться с администратором проекта по почте support@01math.com, который предоставит доступ к системе и ответит на все интересующие вопросы.

Образовательные порталы для подготовки к ГИА-9,11 по всем предметам: https://oge.sdamgia.ru/, https://ege.sdamgia.ru/.

Издательство «Русское слово» открыло бесплатный доступ для педагогов и учащихся к электронным учебникам и пособиям. Этой возможностью можно пользоваться на протяжении месяца. «Русское слово» предоставляет образовательным организациям возможность бесплатно работать в ЭОС «Русское слово» до 20 апреля 2020 года. Заполняйте онлайнформу по ссылке: https://forms.yandex.ru/u/5e6f667c2f089d0b3be3ed6a/ , отправляйте её на e-mail: efu@russlo.ru с темой «ЭОС_КАРАНТИН» 

LearningApps https://learningapps.org/ сайт для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru/

Группа компаний «Просвещение» предоставляет образовательным организациям свободный доступ к электронным формам учебников (ЭФУ), а также онлайн-ресурсам и сервисам на период действия мер по предотвращению короновирусной инфекции в РФ. 1. Для всех участников образовательного процесса действует «Горячая линия» vopros@prosv.ru. Квалифицированные специалисты Группы компаний «Просвещение» окажут методическую поддержку и проконсультируют по вопросам использования и интеграции ЭФУ в образовательный процесс, а также дополнительных пособий для самоподготовки при организации удаленного обучения обучающихся. 2. В ближайшие дни в открытом доступе окажутся ЭФУ и образовательные ресурсы для всех школ страны на портале https://media.prosv.ru. Актуальная информация о том, как получить доступ ко всем материалам, появится в разделе «Новости» на официальном сайте Группы компаний «Просвещение» www.prosv.ru. 3. Сервис вебинаров https://prosv.ru/webinars позволит педагогическим работникам сохранить профессиональные контакты, обмениваться педагогическими идеями, совершенствовать педагогические компетенции, разрабатывать дистанционные уроки. 4. Для педагогов обеспечен свободный доступ к методической литературе и информационным материалам для подготовки к дистанционным урокам https://catalog.prosv.ru/category/14 и на https://media.prosv.ru. 5. Для учащихся и родителей на период карантинных мер будут организованы онлайнуроки и консультации с авторами и членами авторских коллективов самых востребованных учебников. Заявки на организацию онлайн-уроков просьба направлять на электронный адрес webinar@prosv.ru. 6. Для оперативного информирования педагогов, родителей и учащихся также будут использованы ресурсы Группы компаний в социальных сетях. Более подробная информация и инструкции по вопросам получения свободного доступа к онлайн-ресурсам и сервисам Группы компании «Просвещение» размещены на портале https://digital.prosv.ru. Консультации можно получить, задав вопрос на «Горячую линию» vopros@prosv.ru.

Издательство «Юрайт» уведомляет Вас о том, что в силу сложившейся эпидемиологической ситуации и перевода некоторых образовательных организаций среднего профессионального образования в режим дистанционного обучения мы открываем для них полный бесплатный доступ к образовательным ресурсам нашей платформы www.urait.ru (Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-53549) на период действия ограничений. Сегодня в нашей коллекции 3189 курс для среднего профессионального образования.

Мы считаем, что в этот тяжелый период подобный шаг станет проявлением социальной ответственности бизнеса и солидарности в академическом сообществе.

Для внеочередной организации доступа к ресурсам действует оперативный штаб нашего издательства, связаться с ним можно по адресу vuz@urait.ru .

Просим довести информацию о возможности свободно использовать наши ресурсы до региональных органов власти и подведомственных учреждений, при необходимости – внести в реестры свободных материалов для онлайн-обучения.


 

- -- --- Системы для проведения вебинаров, трансляций и групповых занятий --- -- -

 

Zoom https://zoom.us/ru-ru/meetings.html. В системе при проведении занятия можно поделиться экраном, подгрузить презентацию, использовать режим белой доски, подключить до 100 человек бесплатно на период 40 минут. Очень легко разобраться, создать встречу и поделиться ссылкой с классом.

Google Classroom https://classroom.google.com/u/0/h Этот сервис позволяет создавать курсы для каждого класса и отдельно для родителей. Сервис очень прост в использовании. По оформлению он напоминает социальную сеть, но без навязчивой рекламы, постоянных напоминаний и смешных картинок.

Что можно делать:

  • добавлять теоретический и практический материалы для учеников;
  • проверять работу учеников онлайн, ставить баллы и возвращать ее обратно на доработку;
  • размещать объявления для класса или отдельно для каждого ученика;
  • писать комментарии к каждой работе;
  • отправлять письма и комментарии ученикам и родителям;
  • назначать дедлайн на сдачу работы;
  • добавлять любой созданный файл с Google Диска: презентации, таблицы, опросы, сайты;
  • прикреплять любые ссылки: на видео-урок, викторину или общий звонок в Google Meet.

Google HangOuts https://gsuite.google.ru/intl/ru/products/meet/. Для использования этой платформы убедитесь, что у вас есть зарегистрированный google account, можно одновременно подключить до 100 человек, есть функция чата, можно отправлять фото участникам.

UberConference https://www.uberconference.com/. UberConference предлагает простые функции и может принимать до 10 человек с бесплатным пакетом. Это отличный вариант, если вы хотите разместить вебинар без видео и только с медиа-материалами, такими как PowerPoint или Google

Slides.

Skype. Функции голосовых и видеозвонков группы Skype позволяют одновременно вмещать до 25 человек на вебинаре. Учитывая популярность Skype, ваша аудитория, вероятно, уже имеет установленное приложение, и это минус один дополнительный шаг между вами и участниками вашего мероприятия. Вы можете показать свой рабочий стол и проводить трансляцию занятия.

Трансляции на YouTube. Можно легко подключить учеников по ссылке, причем ученики легко могут подключиться со своего смартфона (при наличии интернета) и посмотреть урок. Инструкция: https://support.google.com/youtube/answer/2853700?hl=ru .

 

- -- --- Системы открытых документов --- -- -

 

Google Drive https://www.google.com/drive/. Это сервис хранения, редактирования и синхронизации файлов, разработанный компанией Google. Его функции включают хранение файлов в Интернете, общий доступ к ним и совместное редактирование.

Яндекс диск https://disk.yandex.ru/. Отечественный аналог документов от Google с функцией совместной работы, организован также инструментарий создания форм и опросов.

Методические рекомендации
по реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период распространения
коронавирусной инфекции [ ИРО г.Ярославль ]

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Методические рекомендации далее – Рекомендации) разработаны в целях содействия профессиональным образовательным организациям Ярославской области (далее – ПОО ЯО) в реализации комплекса мер по переходу на дистанционное обучение в период распространения коронавирусной инфекции.

1.2. Основными разделами Рекомендаций являются:

  • проведение общих организационных мероприятий;
  • организация образовательного процесса, включая теоретическое и практическое обучение, организацию промежуточных и итоговых аттестаций;
  • работа с лицами с ОВЗ и инвалидностью;
  • организация работы с обучающимися, проживающими в общежитии;
  • рекомендации по использованию технических ресурсов для обеспечения дистанционного обучения.

1.3. Прогнозируемый срок действия Рекомендаций – с 23.03.2020 г. по 12.04.2020 г.

1.4. На период организации дистанционного обучения необходимо составление отдельного расписания занятий, в том числе на более короткие сроки – неделя, день) с сокращением продолжительности одного занятия.

 

2. Проведение общих организационных мероприятий

 

2.1. Рекомендации по работе с коллективом при организации дистанционного обучение в ПОО:

Необходимыми мерами являются:

  • издание приказа о переходе ПОО ЯО на реализацию программ СПО с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ);
  • разработка (или актуализация) локального акта, регламентирующего организацию дистанционного обучения в ПОО ЯО;
  • проведение производственного совещания с педагогическими работниками ПОО ЯО, раскрывающего нормативную базу (федеральную, региональную и внутриколледжную) и алгоритмы реализации программ СПО с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • проведение обучающих мероприятий для педагогического коллектива по созданию и корректировке электронных учебных материалов, включающих следующие организационные формы работы: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы и различные формы контроля, для размещения на дистанционной образовательной платформе ПОО ЯО;
  • проведение заседаний методических цикловых комиссий по определению содержания образовательной программы по каждой профессии / специальности для реализации программ СПО с применением электронного обучения и ДОТ.
  • определение состава рабочей группы, отвечающей за консультирование педагогов и помощь в размещении материалов на дистанционной обучающей платформе;
  • проведение инструктивно-методического совещания с педагогическими работниками, раскрывающего особенности работы по контролю посещаемости и успеваемости при реализации ДОТ, а также по оформлению журналов учебных занятий;
  • инструктаж кураторов групп по вопросам организации контроля за работой студентов на дистанционной образовательной платформе и организации обратной связи с родителями обучающихся;
  • проведение семинара для педагогических работников (научных руководителей) по организации дистанционного консультирования студентов, выполняющих курсовые и выпускные квалификационные работы, и индивидуальные проекты.

 

2.2. Рекомендации по работе с родителями при организации дистанционного обучение в ПОО ЯО

 

Необходимыми мерами являются:

  • информирование родителей обучающихся о переходе на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и ДОТ и порядке организации сопровождения образовательного процесса (через официальный сайт, социальные сети, сообщения кураторов учебных групп);
  • организация обратной связи кураторов с родителями обучающихся;
  • информирование родителей через официальный сайт ПОО о расписании занятий, календарно-тематическом планировании по изучаемым дисциплинам и модулям, о контрольных точках и времени (deadline) предоставления от обучающихся обратной связи, в том числе контрольных мероприятиях по оценке освоения частей образовательной программы в соответствии с установленным графиком учебного процесса.

2.3. Создание и организация работы горячей линии (телефон) по вопросам организации и сопровождения учебного процесса, а также контроля для студентов, родителей

Необходимыми мерами являются:

  • выделение телефонной линии (номера) в формате постоянного доступа с сообщением о нем на сайте организации;
  • назначение компетентного работника для информирования заинтересованных лиц (студентов, родителей, общественности, органов государственной и исполнительной власти) по всем вопросам организации работы ПОО в режиме дистанционного обучения.

3. Организация образовательного процесса, включая теоретическое и практическое обучение, организацию промежуточных и итоговых аттестация.

 

3.1. Организация занятий теоретического обучения с применением ДОТ

Необходимыми мерами являются:

  • определение перечня преподаваемых дисциплин, курсов, практик, запланированных в учебном плане в указанный период, которые:

а) могут быть реализованы с помощью онлайн курсов и могут осваиваться в свободном режиме;

б) требуют присутствия в строго определенное время обучающегося перед компьютером;

в) невозможно освоить с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

  •  актуализация имеющихся в электронном виде материалов, в том числе, размещенных в электронной среде организации (видеоматериалы, программы симуляторы, учебно-методические материалы, лекции, учебные пособия в электронном виде и т.д.) по преподаваемым дисциплинам, модулям, курсам, запланированным в расписании занятий, проводимым с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  • согласование графика переноса проведения занятий для дисциплин, курсов, практик, проведение которых невозможно в электронном формате и ДОТ. Изменения в учебном плане могут касаться:
  • переноса проведения занятий по срокам в текущем учебном году;
  • переноса проведения занятий с курса на курс (изменение в учебном плане и календарном учебном графике);
  • перераспределение объема учебного времени по видам проведения занятий: уменьшение числа практических занятий и увеличение занятий теоретического обучения; часть учебного материала вынести на самостоятельное изучение;
  • формирование в рамках, преподаваемых перечня курсов (прежде всего общеобразовательных), которые могут осваиваться в свободном режиме с использованием бесплатных и открытых образовательных интернет-ресурсов (раздел 7 настоящих Рекомендаций) и доведение его через кураторов и иные каналы коммуникации до обучающихся;
  • контроль освоения онлайн-курсов и их учета для текущей и промежуточной аттестации по дисциплинам, курсам;
  • формирование расписания онлайн-занятий, требующих присутствия обучающихся в строго определенное время (по индивидуальному графику); местонахождение преподавателя во время проведения онлайн-занятия согласуется с руководством: преподавателям рекомендуется предоставлять гибкий график работы с целью эффективной организации учебного процесса; в том числе для проведения онлайн-занятий как в оборудованных аудиториях образовательной организации, так и в домашних условиях;
  • обеспечение проведения занятий согласно расписанию онлайн-занятий, в том числе с ежедневным напоминанием, обучающимся о запланированных занятиях (через куратора или иные каналы коммуникации), заблаговременную проверку выполнения технических требований к выбранному средству проведения онлайн-занятия, подготовку сопровождающих наглядных материалов (при необходимости); учёта посещения обучающимися занятия;
  •  организация процедуры оценки текущей успеваемости с использованием средств электронный среды образовательной организации, электронных сервисов тестирования и других средств;
  •  обеспечение по возможности постоянной дистанционной связи с обучающимися посредством различных каналов (в личных кабинетах в электронной среде, чаты и каналы в мессенджерах и т.д.).

 

3.2. Организация занятий практического обучения с применением ДОТ

3.2.1. Организация учебной практики с применением ДОТ

Возможными мерами по организации учебной практики являются:

  • определение на цикловых методических комиссиях (рабочих группах по конкретным профессиям и специальностям) перечня учебных практик или их элементов в профессиональных модулях, которые можно освоить с помощью дистанционных технологий; а также тех, которые требуют работы с лабораторным или иным оборудованием.
  • внесение изменений (по необходимости) в учебный план и календарный график учебного процесса образовательной программы, в рабочие программы модулей, междисциплинарных курсов;
  • определение видов работ, которые можно предложить студентам выполнить самостоятельно: 
  1. составление технологической карты процесса;
  2. разработка конструкций изделия (чертежи, схемы);
  3. выполнение эскизов по заданной теме;
  4. выполнение обзора (характеристика приемов, методов выполнения, материалов, оборудования и т.п.) видеоматериалов, доступных в сети интернет по заданной теме;
  • выполнение студентом работ с использованием скайпа(если есть возможность) для онлайн-трансляции; с фотоотчетом и фиксированием поэтапных результатов; с видеоотчетом  и демонстрацией результата;
  • предоставление студентам онлайн – курсов или ссылок на видео с демонстрацией видов работ, трудовых приемов;
  • использование демоверсии программ альтернативных профессиональным программам;
  • использование симуляторов, тренажеров, манекенов для отработки трудовых приемов в домашних условиях (по возможности).

 

3.2.2. Организация производственной практики с применением ДОТ

 

Возможными мерами по организации производственной практики (в мастерских) являются:

  • в случае, если специфика профессии/специальности имеет возможность выполнения практической деятельности в домашних условиях, то производственная практика проводится в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса на основе программы практики: обучающиеся ведут дневник практики, фиксируют на фото и видео процесс выполнения практической деятельности, ежедневно отчитываются руководителю практики о результатах; по окончании практики обучающиеся предоставляют всю необходимую отчетную документацию (дневник практики, отчет по практике);
  • в случае невозможности применения ДОТ и электронного обучения, необходим перенос сроков прохождения производственной практики на более поздний период с заменой на теоретическое обучение в дистанционной форме; или предоставление обучающимся каникул – плановых перерывов для отдыха и иных социальных целей с проведением виртуальных досуговых мероприятий воспитательного характера в соответствии с психофизиологическими и возрастными особенностями обучающихся.

 

Возможными мерами по организации производственной практики (в условиях производства) являются:

  • заключение дополнительного соглашения между образовательной организацией и предприятием о проведении практики с возможностью дистанционного обучения;
  • формирование индивидуальных заданий для обучающихся с учетом возможности выполнения работ студентом самостоятельно и (или) в удаленном доступе; при разработке индивидуального задания используются рабочая программа практики и учебно-методические комплексы по практике образовательной организации, а также общедоступные материалы и документы предприятия (например, размещенные на сайте предприятия), а также представление полного пакета справочных, методических и иных материалов;
  • включение в задания методических указаний по изучению сайтов предприятий, в которых студент проходит практику. Например, ознакомиться с сайтом организации, изучить технологические процессы аналогичные процессам организации, в которой должна проходить практика по материалам интернет – ресурсов и т.д.;
  • включение в задания кейсов ситуаций, составление технологических карт, ведение рабочей документации;
  • сбор материалов, необходимых для составления отчетов о практике дистанционно на сайте образовательной организации с направлением их через электронную почту;
  • организация дистанционного консультирования согласно расписания, используя возможности видео записи на телефоне и размещения этих консультаций в мессенджерах, при этом необходимо отслеживать наличие студентов в чате (созданной группе), отвечать на их вопросы в реальном времени и давать консультации;
  • при отсутствии у обучающегося технических возможностей прохождения практики в дистанционном и (или) удаленном доступе образовательная организация обеспечивает доступ обучающегося к имеющимся ресурсам образовательной организации; возможно по согласованию с предприятием использование ресурсов предприятия;
  •  при невозможности организовать производственную практику на предприятии в указанных форматах образовательная организация переносит сроки прохождения практики на иной период, в том числе на следующий год.

3.3. Организация проведения промежуточной аттестации (экзамены (в том числе и в форме ДЭ)/ дифференцированные зачеты, зачет) и подготовка к ГИА

 

    Промежуточную аттестацию в группах переводного контингента целесообразно провести по окончании периода дистанционного обучения (внести изменения в график проведения промежуточной аттестации) с выбором формы, позволяющей объективно оценить результат выполненной работы (например, защита проекта).

Для выпускных групп, которые закончили теоретическое обучение и выведены на заключительную производственную практику возможно внести изменения в календарный учебный график путем перестановки часов производственной практики и части блока подготовки к ГИА (написание дипломной работы) на период дистанционного обучения.

Проведение демонстрационного экзамена в виде промежуточной переносится на более поздние сроки, которые образовательная организация определяет самостоятельно.

 

4. Работа с лицами с ОВЗ и инвалидностью

Необходимыми мерами являются:

  • издание приказа в образовательной организации о переводе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на дистанционное обучение, в котором назначаются ответственные за основные направления работы;
  • заведующие отделениями вместе с классными руководителями составляют список обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, которые переходят на дистанционное обучение (с указанием номера телефона и личной электронной почты).
  • преподаватели и студенты взаимодействуют через систему дистанционного обучения Moodle, вход в которую происходит по выданным логину и паролю;
  • ответственным сотрудником образовательной организации организуется техническое сопровождение дистанционного обучения, прикрепление обучающихся к курсу изучаемых дисциплин, оказывается консультирование студентов и преподавателей в процессе реализации дистанционного обучения; для студентов, которые не имеют технической возможности работы в системе дистанционного обучения Moodle взаимодействие с преподавателем осуществляется посредством электронной почты;
  • преподаватели консультируют по изучаемому материалу через «скайп» (по составленному графику подключений) и электронную почту; в колледже организуются индивидуальные консультации, консультации в малых группах для студентов, родителей (законных представителей);
  •  ответственные сотрудники из числа администрации обеспечивают постоянную дистанционную связь с обучающимися, проводят мониторинг фактического взаимодействия педагогических работников и обучающихся, включая элементы текущего контроля и промежуточной аттестации.

 

 

5. Организация работы с обучающимися, проживающими в общежитии и не имеющими возможности проживать в ином месте (дети-сироты, не имеющие собственного жилья, обучающиеся из удаленных населенных пунктов и другие).

 

Необходимыми мерами являются:

  • издание приказа о мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции в общежитии, предусматривающий комплекс организационных мероприятий
  • запрещение допуска посторонних лиц в здание общежития;
  • разработка и утверждение графиков пользования местами общего пользования с ограничением одновременного пребывания в них более 1-2 человек;
  • организация возможности доступа обучающихся, проживающих в общежитии, к электронным ресурсам путем организации учебной комнаты, оснащенной компьютерной техникой с подключением к сети Интернет;
  • разработка и утверждение инструкций по обеспечению санитарно-эпидемиологического режима в условиях общежития;
  • разработка и утверждение инструкций по действиям сотрудников общежития (комендант общежития, воспитатели, обслуживающий персонал) и студентов на период установления режима дистанционного обучения;
  • разработка инструкции для обучающихся образовательной организации при обучении по образовательным программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • проведение инструктажей с работниками и обучающимися по соблюдению режима проживания в общежитии в условиях распространения коронавирусной инфекции;
  • оборудование изолятора для студентов, вернувшихся из регионов с большим количеством зарегистрированных случаев заболеваний коронавирусной инфекцией или имеющих симптомы ОРВИ;
  • оборудование дополнительных помещений для учебы студентов;
  • расселение обучающихся при наличии мест в свободные помещения и уменьшение плотности проживания в одной комнате;
  • информирование об изменении режима проживании до сведения родителей или их законных представителей обучающихся;
  • проведение с использованием дезинфицирующих средств ежедневной влажной уборки помещений, в которых проживают и обучаются студенты.

Рекомендуемый перечень документов, регламентирующих действия персонала и проживающих в общежитии в условиях распространения коронавирусной инфекции:

  • графики пользования местами общего пользования (санузлы, душ, кухни, учебная комната);
  • инструкции по обеспечению санитарно-эпидемиологического режима в условиях общежития;
  • инструкции по действиям сотрудников общежития (комендант общежития, воспитатели, обслуживающий персонал);
  • инструкция по действиям студентов на период установления особого режима проживания;
  • инструкция по использованию помещений для учебной деятельности в режиме дистанционного обучения;
  • журнал учета инструктажей по соблюдению режима проживания в общежитии в условиях дистанционного обучения.

 

6. Рекомендации по использованию технических ресурсов для обеспечения дистанционного обучения

 

Каждой профессиональной образовательной организации целесообразно выбрать основной информационный ресурс для обеспечения дистанционного обучения.

Первый вариант – использование виртуальной обучающей среде Moodle. Преимуществом курсов, созданных в оболочке Moodle, является наличие реального образовательного процесса «не выходя из дома» - при наличии выхода в Internet, либо из компьютерных классов в удобное для студентов время. Обучение студентов не требует специальных знаний. Среда обучения загружается в обычном web-браузере и позволяет работать без установки дополнительных программ. В системе Moodle осуществляется размещение необходимых ресурсов: теоретического материала, презентаций, ссылок на онлайн-ресурсы (Юрайт, Фоксфорд, РЭШ, Инфоурок и др.), заданий в тестовой форме. Доступ пользователей осуществляется в соответствии с графиком изучения дисциплины, МДК и т.д.

Второй вариант – отсутствие отдельно выделенной системы дистанционного обучения и использование различных on-line систем и сервисов глобальной сети интернет.

Сайт образовательной организации как средство организации взаимодействия всех участников образовательного процесса: объявления, расписание и прочее.  Не требует наличия личного кабинета. Возможно создание отдельных страниц для каждого преподавателя, на которых будут выкладываться учебные материалы, либо ссылки на них (в этом случае возможно использование такого ресурса как «облачное хранилище»). Материалы могут выкладываться в соответствии с расписанием каждым педагогом самостоятельно в свою папку с обязательной ссылкой на источники; либо отправляет всю информацию назначенному «техническому специалисту», который в свою очередь оформляет список заданий для группы студентов и выкладывает материалы.

Использование ресурсов систем дистанционного взаимодействия Mirapolis, iSpring и пр.

Использование почтовых серверов. Организуется централизованный сбор почтовых адресов студентов, создается их база, выдается преподавателям, которые в свою очередь организуют рассылку учебных материалов в электронном виде и получают на свою почту выполненные задания.

Использование облачных хранилищ как средство рассылки учебного материала. В этом случае необходима электронная почта, а также можно можно использовать группы социальных сетей, чаты приложений-мессенджеров (Viber, WhatsApp), которые позволяют отправлять сообщения, передавать информацию любого типа через Интернет.

Группы социальных сетей. Существует большое количество бесплатных дистанционных платформ, которые работают в режиме on-line, не требуют специального внедрения, на которых любой преподаватель может зарегистрироваться на сайте и создать «рабочую область» — персональное пространство, в котором будут размещаться учебные материалы и задания для обучающихся.

а) Ё-СТАДИ — Электронная образовательная среда (http://your-study.ru). Функционал системы ориентирован на практическую работу. Ё-Стади, безусловно, позволяет публиковать учебные материалы, но большая часть системы предназначена для всевозможной оценки знаний и тестирования.

б) Edmodo (https://new.edmodo.com).Логика работы в данном приложении следующая. Преподаватель создает группу (на самом деле это электронный курс). Группа имеет свою уникальную ссылку и код, которые нужно сообщить другим участникам образовательного процесса. Группа может иметь такие учебные элементы, как записи (в виде теста или файлов), тесты, задания и опросы. Можно импортировать контент с других сервисов. Имеются простые и нужные элементы – календарь (для фиксации учебных событий, журнал для выставления оценок, возможность проверки домашнего задания и т.д.).

в) Google Classroom (https://classroom.google.com/h).

г) социальная сеть ВКонтакте, инструменты для организации работы по с обучающимися по ссылке https://vk.com/@edu-for-distant.

Использование готовых бесплатных обучающих курсов, например, курсы открытого национального университета Интуит (http://www.intuit.ru/). Преподавателю необходимо подобрать курс, соответствующий дисциплине или МДК (одно условие – он должен быть бесплатным), распространить ссылку среди студенты. Результат – сертификат о прохождении обучения.

         Для контроля результатов в рамках образовательной организации на период организации дистанционного обучения можно использовать дополнительный учет выполнения образовательной программы в виде отдельных журналов:

Рекомендуемая форма журнала для всех групп (контроль обеспечивает назначенный специалист):

Группа Предмет Преподаватель Дата занятия Тема Содержание работы, задания Ссылки на материалы
             

Рекомендуемая форма журнала для отдельных групп (контроль обеспечивают классные руководители):

Дата занятия Предмет Преподаватель Тема Содержание работы, задания Ссылки на материалы
           
           
           

 

7. Перечень дополнительных материалов, которые можно использовать для организации дистанционного обучения:

 

7.1. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Направлены письмом Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04.

7.2. Методические рекомендации по использованию информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» в общеобразовательных организациях в условиях дистанционного обучения.

7.3. Сервисы, предоставляемые АО ««Издательством Просвещение» и Корпорацией «Российский учебник»

№ п/п

Ресурсы в свободном доступе

АО «Издательство Просвещение»

Корпорация «Российский учебник»

1.

Электронные формы учебников

https://media.prosv.ru

https://rosuchebnik.ru/uchebnik

2.

Горячая линия

vopros@prosv.ru

help@rosuchebnik.ru

8 (495) 789-30-20

8 800 700 6483

3.

Методические материалы

https://catalog.prosv.ru/category/14

https://media.prosv.ru

https://rosuchebnik.ru/distant

4.

Вебинары

webinar@prosv.ru

rosuchebnik.ru/urok

7.4. Разъяснения ФГБОУ ДПО «МИПК СПО» «Переход образовательных организаций на применение дистанционных образовательных технологий в условиях действия временного порядка сопровождения реализации образовательных программ среднего профессионального образования, направленные письмом ФГБОУ ДПО «МИПК СПО» 04-36 от 10.03.2020

Пошаговая инструкция для пользователей электронной библиотекой "ЗНАНИУМ"

ШАГ 1. Выберите вкладку «весь каталог».

ШАГ 2. Далее «Книги».

ШАГ 3. Выбираете раздел «Тематика», а в нем тематический подраздел.

ШАГ 4. В подразделе «Фильтры» (которые можно не заполнять) в «моей подписке» поставить галочку напротив «Бесплатно» и нажать «Применить».