Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в образовательной организации во время ограничительных мероприятий в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- -- --- Подготовьтесь --- -- -
В первую очередь необходимо настроить себя и своих учеников на то, что дистанционное обучение такое же серьезное, как и в классе, но между вами будет расстояние. Ученики должны проявить больше старательности в самостоятельном изучении материала, а контроль будет осуществляться с помощью оценки выполнения ими онлайн-заданий. Необходимо выбрать платформу взаимодействия с учениками. Именно здесь вы будете присылать им материалы для изучения и формы для выполнения заданий. Наиболее рациональным инструментом в этом контексте выступает электронный дневник с модулем домашних заданий. Четко определите для учеников временные рамки, отведенные на освоение материала и выполнение заданий. Не забывайте о том, что помимо вас онлайн-обучение реализуют и другие ваши коллеги, поэтому старайтесь не перегружать детей обилием материала для прочтения. Идеально – освоение материала и выполнение заданий одного урока должно занять у ребенка не более 45 минут – 1 часа.
- -- --- Выберите платформу обучения --- -- -
Очень важный момент. Ибо от платформы, содержащей образовательный контент, зависит качество освоения материала. Разумеется, вы можете просто набросать детям ссылки разных ресурсов Интернета для прочтения и выполнения тестов и онлайн-упражнений. Также вы можете создать сами тексты и формы тестов с помощью открытых документов (Google, MS Office-365, файлообменники Google Drive, Yandex disk, облако Mail.ru и т.д.). Однако более комплексная реализация обучения с изучением нового материала, с его закреплением и проверками может быть полноценно осуществлена в единой парадигме лишь с помощью образовательного портала. Также вам необходимо определиться с формой дистанционного обучения. Если вы хотите проводить занятия в режиме онлайн, собирая детей к экранам, вы можете воспользоваться бесплатными системами вебинаров или функцией электронного журнала по проведению онлайн-занятий с демонстрацией рабочего стола. Если же вы выбираете асинхронный режим обучения, при котором вы и ваши ученики работают с ресурсами в свободном друг от друга режиме, необходимо выбрать соответствующую платформу с онлайн-уроками. Массово доступна Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/), Фоксфорд (https://foxford.ru/) и Учи.ру (https://uchi.ru/); другие популярные разработчики контента сделали свои ресурсы также бесплатными на период сложившейся эпидемиологической ситуации. Если же вы хотите построить урок с использованием собственных материалов, вам необходимо выбрать платформу для их размещения. Самое простое – загрузить материалы на файлообменник и разместить в электронном журнале на них ссылку.
- -- --- Обратная связь --- -- -
Контакт с учениками в дистанционном обучении – самое важное. Необходимо постоянно контролировать, понятна ли поставленная задача, обеспечен ли полноценный доступ к материалам обучения и т.д. Мы рекомендуем использовать групповые рассылки в электронном дневнике. Также вы вправе пользоваться для этих целей мессенджерами (Viber, Whatsapp и т.д.) и даже ресурсами социальных сетей, столь популярных среди школьников. Не забывайте о том, что график проведения занятий должен соблюдаться, и к моменту начала обучения все материалы должны быть размещены и доведены до детей. Не забывайте также и о том, что задания с открытым ответом и присланные на проверку вам материалы должны быть оценены не позднее, чем за 3 часа до начала нового занятия, иначе дети потеряют мотивацию и ощущение серьезности дистанционного урока.
- -- --- Интерактивность --- -- -
Ошибочно полагать, что обучение в удаленном режиме полностью исключает интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса. В некоторых случаях оно даже более эффективно, так как позволяет учесть возможности каждого без исключений. Мы свободно можем организовывать обсуждение в группах, общаться как на этапе изучения нового материала, так и выполнения заданий. Для этих целей необходимо правильно подобрать образовательный портал, либо создать качественную обратную связь с использованием мессенджера или чата. Постарайтесь создать некоторые задания для выполнения в группе – общий проект, комплексная задача с распределением ролей и т.д. Все это можно реализовать с помощью современных технологий открытых документов, вебинаров, сетевых ресурсов.
- -- --- Нет Интернета! --- -- -
Нередко нам предстоит столкнуться с ситуацией отсутствия Интернета на дому у наших учеников. Это достаточно серьезная проблема, решать которую в удаленном режиме приходится с помощью физических носителей информации. Придется организовывать работу по изучению материала с использованием обычного учебника, распечатанных материалов и задачников. Не забываем о том, что перед каждым уроком ребенок должен получить четкую инструкцию по работе с этими носителями информации. А также предусмотреть все варианты обеспечения контроля освоения материала и своевременной доставки до ученика результатов вашей проверки. В этом случае необходимо очень четко отработать систему доставки материалов от учителя до ученика и обратно. Может быть, это будет обычая коробочка или почтовый ящик в холле вашей школы или индивидуальные консультации с учениками, все зависит от вашей фантазии и степени ограничений в общении с учениками и их родителями. - -- --- Образовательные порталы --- -- -Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). «Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. Платформа содержит уроки по всему школьному курсу с 2-го по 11-й класс, которые доступны каждому пользователю сети Интернет. Интерактивные уроки построены на основе авторских разработок, соответствуют ФГОС и примерной основной образовательной программе. Использовать их, помимо учителей и школьников, могут родители для помощи детям в учебе в новых условиях. На сайте Минпросвещения России опубликована инструкция по использованию одного из масштабных порталов для организации образовательного процесса – «Российской электронной школы». Фоксфорд (https://foxford.ru/). Известная онлайн-школа с возможностью осваивать уроки вместе с преподавателем. На период сложившейся эпидемиологической ситуации весь функционал данного ресурса стал абсолютно бесплатным. Учи.ру (https://uchi.ru/). Еще одна бесплатная на период сложившейся эпидемиологической ситуации отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Проект «01Математика.рф» (https://www.01math.com/) . На время свободного посещения детьми школ онлайн-учебник «01МАТЕМАТИКА» предоставил доступ к учебным материалам по математике начиная с 4 класса. Для этого необходимо администрации школы или учителю математики, или родителям связаться с администратором проекта по почте support@01math.com, который предоставит доступ к системе и ответит на все интересующие вопросы. Образовательные порталы для подготовки к ГИА-9,11 по всем предметам: https://oge.sdamgia.ru/, https://ege.sdamgia.ru/. Издательство «Русское слово» открыло бесплатный доступ для педагогов и учащихся к электронным учебникам и пособиям. Этой возможностью можно пользоваться на протяжении месяца. «Русское слово» предоставляет образовательным организациям возможность бесплатно работать в ЭОС «Русское слово» до 20 апреля 2020 года. Заполняйте онлайнформу по ссылке: https://forms.yandex.ru/u/5e6f667c2f089d0b3be3ed6a/ , отправляйте её на e-mail: efu@russlo.ru с темой «ЭОС_КАРАНТИН» LearningApps https://learningapps.org/ сайт для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ Группа компаний «Просвещение» предоставляет образовательным организациям свободный доступ к электронным формам учебников (ЭФУ), а также онлайн-ресурсам и сервисам на период действия мер по предотвращению короновирусной инфекции в РФ. 1. Для всех участников образовательного процесса действует «Горячая линия» vopros@prosv.ru. Квалифицированные специалисты Группы компаний «Просвещение» окажут методическую поддержку и проконсультируют по вопросам использования и интеграции ЭФУ в образовательный процесс, а также дополнительных пособий для самоподготовки при организации удаленного обучения обучающихся. 2. В ближайшие дни в открытом доступе окажутся ЭФУ и образовательные ресурсы для всех школ страны на портале https://media.prosv.ru. Актуальная информация о том, как получить доступ ко всем материалам, появится в разделе «Новости» на официальном сайте Группы компаний «Просвещение» www.prosv.ru. 3. Сервис вебинаров https://prosv.ru/webinars позволит педагогическим работникам сохранить профессиональные контакты, обмениваться педагогическими идеями, совершенствовать педагогические компетенции, разрабатывать дистанционные уроки. 4. Для педагогов обеспечен свободный доступ к методической литературе и информационным материалам для подготовки к дистанционным урокам https://catalog.prosv.ru/category/14 и на https://media.prosv.ru. 5. Для учащихся и родителей на период карантинных мер будут организованы онлайнуроки и консультации с авторами и членами авторских коллективов самых востребованных учебников. Заявки на организацию онлайн-уроков просьба направлять на электронный адрес webinar@prosv.ru. 6. Для оперативного информирования педагогов, родителей и учащихся также будут использованы ресурсы Группы компаний в социальных сетях. Более подробная информация и инструкции по вопросам получения свободного доступа к онлайн-ресурсам и сервисам Группы компании «Просвещение» размещены на портале https://digital.prosv.ru. Консультации можно получить, задав вопрос на «Горячую линию» vopros@prosv.ru. Издательство «Юрайт» уведомляет Вас о том, что в силу сложившейся эпидемиологической ситуации и перевода некоторых образовательных организаций среднего профессионального образования в режим дистанционного обучения мы открываем для них полный бесплатный доступ к образовательным ресурсам нашей платформы www.urait.ru (Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-53549) на период действия ограничений. Сегодня в нашей коллекции 3189 курс для среднего профессионального образования. Мы считаем, что в этот тяжелый период подобный шаг станет проявлением социальной ответственности бизнеса и солидарности в академическом сообществе. Для внеочередной организации доступа к ресурсам действует оперативный штаб нашего издательства, связаться с ним можно по адресу vuz@urait.ru . Просим довести информацию о возможности свободно использовать наши ресурсы до региональных органов власти и подведомственных учреждений, при необходимости – внести в реестры свободных материалов для онлайн-обучения.
- -- --- Системы для проведения вебинаров, трансляций и групповых занятий --- -- -
Zoom https://zoom.us/ru-ru/meetings.html. В системе при проведении занятия можно поделиться экраном, подгрузить презентацию, использовать режим белой доски, подключить до 100 человек бесплатно на период 40 минут. Очень легко разобраться, создать встречу и поделиться ссылкой с классом. Google Classroom https://classroom.google.com/u/0/h Этот сервис позволяет создавать курсы для каждого класса и отдельно для родителей. Сервис очень прост в использовании. По оформлению он напоминает социальную сеть, но без навязчивой рекламы, постоянных напоминаний и смешных картинок. Что можно делать:
Google HangOuts https://gsuite.google.ru/intl/ru/products/meet/. Для использования этой платформы убедитесь, что у вас есть зарегистрированный google account, можно одновременно подключить до 100 человек, есть функция чата, можно отправлять фото участникам. UberConference https://www.uberconference.com/. UberConference предлагает простые функции и может принимать до 10 человек с бесплатным пакетом. Это отличный вариант, если вы хотите разместить вебинар без видео и только с медиа-материалами, такими как PowerPoint или Google Slides. Skype. Функции голосовых и видеозвонков группы Skype позволяют одновременно вмещать до 25 человек на вебинаре. Учитывая популярность Skype, ваша аудитория, вероятно, уже имеет установленное приложение, и это минус один дополнительный шаг между вами и участниками вашего мероприятия. Вы можете показать свой рабочий стол и проводить трансляцию занятия. Трансляции на YouTube. Можно легко подключить учеников по ссылке, причем ученики легко могут подключиться со своего смартфона (при наличии интернета) и посмотреть урок. Инструкция: https://support.google.com/youtube/answer/2853700?hl=ru .
- -- --- Системы открытых документов --- -- -
Google Drive https://www.google.com/drive/. Это сервис хранения, редактирования и синхронизации файлов, разработанный компанией Google. Его функции включают хранение файлов в Интернете, общий доступ к ним и совместное редактирование. Яндекс диск https://disk.yandex.ru/. Отечественный аналог документов от Google с функцией совместной работы, организован также инструментарий создания форм и опросов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации далее – Рекомендации) разработаны в целях содействия профессиональным образовательным организациям Ярославской области (далее – ПОО ЯО) в реализации комплекса мер по переходу на дистанционное обучение в период распространения коронавирусной инфекции. 1.2. Основными разделами Рекомендаций являются:
1.3. Прогнозируемый срок действия Рекомендаций – с 23.03.2020 г. по 12.04.2020 г. 1.4. На период организации дистанционного обучения необходимо составление отдельного расписания занятий, в том числе на более короткие сроки – неделя, день) с сокращением продолжительности одного занятия.
2. Проведение общих организационных мероприятий
2.1. Рекомендации по работе с коллективом при организации дистанционного обучение в ПОО: Необходимыми мерами являются:
2.2. Рекомендации по работе с родителями при организации дистанционного обучение в ПОО ЯО
Необходимыми мерами являются:
2.3. Создание и организация работы горячей линии (телефон) по вопросам организации и сопровождения учебного процесса, а также контроля для студентов, родителей Необходимыми мерами являются:
3. Организация образовательного процесса, включая теоретическое и практическое обучение, организацию промежуточных и итоговых аттестация.
3.1. Организация занятий теоретического обучения с применением ДОТ Необходимыми мерами являются:
а) могут быть реализованы с помощью онлайн курсов и могут осваиваться в свободном режиме; б) требуют присутствия в строго определенное время обучающегося перед компьютером; в) невозможно освоить с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
3.2. Организация занятий практического обучения с применением ДОТ 3.2.1. Организация учебной практики с применением ДОТ Возможными мерами по организации учебной практики являются:
3.2.2. Организация производственной практики с применением ДОТ
Возможными мерами по организации производственной практики (в мастерских) являются:
Возможными мерами по организации производственной практики (в условиях производства) являются:
3.3. Организация проведения промежуточной аттестации (экзамены (в том числе и в форме ДЭ)/ дифференцированные зачеты, зачет) и подготовка к ГИА
Промежуточную аттестацию в группах переводного контингента целесообразно провести по окончании периода дистанционного обучения (внести изменения в график проведения промежуточной аттестации) с выбором формы, позволяющей объективно оценить результат выполненной работы (например, защита проекта). Для выпускных групп, которые закончили теоретическое обучение и выведены на заключительную производственную практику возможно внести изменения в календарный учебный график путем перестановки часов производственной практики и части блока подготовки к ГИА (написание дипломной работы) на период дистанционного обучения. Проведение демонстрационного экзамена в виде промежуточной переносится на более поздние сроки, которые образовательная организация определяет самостоятельно.
4. Работа с лицами с ОВЗ и инвалидностью Необходимыми мерами являются:
5. Организация работы с обучающимися, проживающими в общежитии и не имеющими возможности проживать в ином месте (дети-сироты, не имеющие собственного жилья, обучающиеся из удаленных населенных пунктов и другие).
Необходимыми мерами являются:
Рекомендуемый перечень документов, регламентирующих действия персонала и проживающих в общежитии в условиях распространения коронавирусной инфекции:
6. Рекомендации по использованию технических ресурсов для обеспечения дистанционного обучения
Каждой профессиональной образовательной организации целесообразно выбрать основной информационный ресурс для обеспечения дистанционного обучения. Первый вариант – использование виртуальной обучающей среде Moodle. Преимуществом курсов, созданных в оболочке Moodle, является наличие реального образовательного процесса «не выходя из дома» - при наличии выхода в Internet, либо из компьютерных классов в удобное для студентов время. Обучение студентов не требует специальных знаний. Среда обучения загружается в обычном web-браузере и позволяет работать без установки дополнительных программ. В системе Moodle осуществляется размещение необходимых ресурсов: теоретического материала, презентаций, ссылок на онлайн-ресурсы (Юрайт, Фоксфорд, РЭШ, Инфоурок и др.), заданий в тестовой форме. Доступ пользователей осуществляется в соответствии с графиком изучения дисциплины, МДК и т.д. Второй вариант – отсутствие отдельно выделенной системы дистанционного обучения и использование различных on-line систем и сервисов глобальной сети интернет. Сайт образовательной организации как средство организации взаимодействия всех участников образовательного процесса: объявления, расписание и прочее. Не требует наличия личного кабинета. Возможно создание отдельных страниц для каждого преподавателя, на которых будут выкладываться учебные материалы, либо ссылки на них (в этом случае возможно использование такого ресурса как «облачное хранилище»). Материалы могут выкладываться в соответствии с расписанием каждым педагогом самостоятельно в свою папку с обязательной ссылкой на источники; либо отправляет всю информацию назначенному «техническому специалисту», который в свою очередь оформляет список заданий для группы студентов и выкладывает материалы. Использование ресурсов систем дистанционного взаимодействия Mirapolis, iSpring и пр. Использование почтовых серверов. Организуется централизованный сбор почтовых адресов студентов, создается их база, выдается преподавателям, которые в свою очередь организуют рассылку учебных материалов в электронном виде и получают на свою почту выполненные задания. Использование облачных хранилищ как средство рассылки учебного материала. В этом случае необходима электронная почта, а также можно можно использовать группы социальных сетей, чаты приложений-мессенджеров (Viber, WhatsApp), которые позволяют отправлять сообщения, передавать информацию любого типа через Интернет. Группы социальных сетей. Существует большое количество бесплатных дистанционных платформ, которые работают в режиме on-line, не требуют специального внедрения, на которых любой преподаватель может зарегистрироваться на сайте и создать «рабочую область» — персональное пространство, в котором будут размещаться учебные материалы и задания для обучающихся. а) Ё-СТАДИ — Электронная образовательная среда (http://your-study.ru). Функционал системы ориентирован на практическую работу. Ё-Стади, безусловно, позволяет публиковать учебные материалы, но большая часть системы предназначена для всевозможной оценки знаний и тестирования.б) Edmodo (https://new.edmodo.com).Логика работы в данном приложении следующая. Преподаватель создает группу (на самом деле это электронный курс). Группа имеет свою уникальную ссылку и код, которые нужно сообщить другим участникам образовательного процесса. Группа может иметь такие учебные элементы, как записи (в виде теста или файлов), тесты, задания и опросы. Можно импортировать контент с других сервисов. Имеются простые и нужные элементы – календарь (для фиксации учебных событий, журнал для выставления оценок, возможность проверки домашнего задания и т.д.). в) Google Classroom (https://classroom.google.com/h). г) социальная сеть ВКонтакте, инструменты для организации работы по с обучающимися по ссылке https://vk.com/@edu-for-distant. Использование готовых бесплатных обучающих курсов, например, курсы открытого национального университета Интуит (http://www.intuit.ru/). Преподавателю необходимо подобрать курс, соответствующий дисциплине или МДК (одно условие – он должен быть бесплатным), распространить ссылку среди студенты. Результат – сертификат о прохождении обучения. Для контроля результатов в рамках образовательной организации на период организации дистанционного обучения можно использовать дополнительный учет выполнения образовательной программы в виде отдельных журналов: Рекомендуемая форма журнала для всех групп (контроль обеспечивает назначенный специалист):
Рекомендуемая форма журнала для отдельных групп (контроль обеспечивают классные руководители):
7. Перечень дополнительных материалов, которые можно использовать для организации дистанционного обучения:
7.1. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Направлены письмом Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04. 7.2. Методические рекомендации по использованию информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» в общеобразовательных организациях в условиях дистанционного обучения. 7.3. Сервисы, предоставляемые АО ««Издательством Просвещение» и Корпорацией «Российский учебник»
7.4. Разъяснения ФГБОУ ДПО «МИПК СПО» «Переход образовательных организаций на применение дистанционных образовательных технологий в условиях действия временного порядка сопровождения реализации образовательных программ среднего профессионального образования, направленные письмом ФГБОУ ДПО «МИПК СПО» 04-36 от 10.03.2020 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пошаговая инструкция для пользователей электронной библиотекой "ЗНАНИУМ" |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ШАГ 1. Выберите вкладку «весь каталог». ШАГ 2. Далее «Книги». ШАГ 3. Выбираете раздел «Тематика», а в нем тематический подраздел. ШАГ 4. В подразделе «Фильтры» (которые можно не заполнять) в «моей подписке» поставить галочку напротив «Бесплатно» и нажать «Применить». |